ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
От того, что будет у вас с собой в машине, зависят успех и безопасность поездки.
Посоветуйтесь с бывалыми автомобилистами или соседями по гаражному кооперативу, что чаще всего нужно в дороге. Составьте список необходимого снаряжения для дальней дороги. Например: запасные канистры с бензином и с моторным маслом, лопата и буксировочный трос, топор и спички, котелок, фонарик, запасная камера и насос, ремень вентилятора, бегунок, крышка трамблера, запасные свечи, катушка зажигания, комплект предохранителей и электрических лампочек для фар, шаровые опоры и запасные амортизаторы и т.д. Перечень можно продолжать.... Однажды мне пригодились запасные ключи с брелком сигнализации, один комплект их был безвозвратно утерян в песках. В другой раз выручил запас скотча, который был использован вместо разбитого ветрового стекла. Пригодилась и упаковка китайской холодной сварки, хорошо герметизирующая течи радиатора и агрегатов рулевых приводов и цилиндров.
В зимнее время обязательно наличие запасных теплых вещей, унтов, валенок и паяльной лампы, чтобы разогреть застывший картер двигателя в случае необходимости. При этом хорошо иметь с собой большой кусок брезента, чтобы сделать полог, прикрывающий передок машины до самой земли для утреннего разогрева двигателя.
Основное правило дальних поездок, особенно по бездорожью, - путешествие на двух и больше машинах, чтобы в безнадежной ситуации взять неисправную машину на буксир или просто выдернуть застрявшую из грязи.
Удобно иметь постоянную радиосвязь между машинами. Не так скучно ехать, и экономится время на необходимые во время пути переговоры, их можно вести не останавливаясь. Полезны для биваков современная раскладная дорожная мебель, надувные матрасы в палатку, металлическая тренога для костра, переносной генератор переменного тока и налобный фонарик для ночного времени. Для приготовления пищи удобнее использовать портативные газовые печки или примусы типа "Шмель". Это быстрее, чем на костре, и нет необходимости искать дрова, особенно в дождь, ночью и в степи. Например, на берегу Малого Моря, где каждый год бывают тысячи туристов, найти дрова становится все труднее.
Для эффективной очистки ветрового стекла от следов мошки и насекомых нужно добавить в бачок стеклоочистителя с водой немного жидкости для мытья посуды Fairy. Для мытья рук важно иметь с собой канистру или несколько полиэтиленовых бутылей с водой. Хорошо зарекомендовало себя в пути бактерицидное мыло.
Для водителя полезно иметь коробку для сушек, орехов и хрустящих хлебцев. В пути приятно что-нибудь жевать, хорошо идут сухари, фрукты, сухая фруктовая смесь, маслины, кедровые орехи. Для мусора между сиденьями удобно разместить полиэтиленовый мешок. Рекомендую также для водителя автомобильные перчатки и упаковки влажных салфеток, чтобы в пути освежать руки. Утолять жажду лучше негазированной байкальской водой из 1,5-литровых пластиковых бутылок. Для защиты от кондиционера пассажиру нужен легкий плед или шаль, можно рекомендовать надувную подушку под шею. Обувь, особенно для пассажира, должна быть легкосъемной, чтобы при желании забраться с ногами на сиденье. Водителю летом надо подобрать удобную одежду, многим нравится ехать в сандалиях или тапочках, шортах.
Рекомендуется иметь по 1 резервной канистре на автомобиль для поездки на северную оконечность острова Ольхон. Наличие длинных буксировочных фалов и тросов, а также профили или обычные доски для песка и грязи облегчают прохождение сложных участков по песку и грязи. . Перед дорогой проверьте работоспособность прикуривателя для подключения раций и GPS. Компас на каждую машину и бинокль. Линейка и лупа для штурмана. Запас воды - 1 канистра на 20 л и 1 ящик байкальской воды. Расход воды с приготовлением пищи в сутки на 1 человека примерно 3 литра. Воду в бутылках с родниковой водой можно купить в любом киоске вдоль трассы. У каждого фонарик, запасная лампочка и батарейки. Удобен светодиодный налобный фонарик и газовый светильник на биваках. При наличии таких фонариков у каждого члена команды можно обойтись без электрического генератора. У экипажа машины должны быть раскладные стульчики или шезлонги. Раскладной стол и клеенчатая скатерть на него. Одноразовая пластмассовая посуда поможет сэкономить воду и время. После лагеря не оставляйте никаких следов, если нет возможности увезти мусор с собой, сжигайте его и закапывайте. Пляжный раскладной зонт для ужина в дождь. Зонты и полиэтиленовые плащи-накидки. Гигиена ног и лица - увлажняющие кремы и обязательно защитные от солнца, крем для ног. Глазные капли для промывки глаз от соринок. Облепиховое масло для увлажнения ноздрей. Запасные солнцезащитные очки, платок на шею, головной убор с широкими полями. Рубашки с длинными рукавами для защиты от солнца. Берите больше маек, чтобы менять их через день. На пыльной дороге они к вечеру становятся неопределенного серого цвета. Марлевая повязка от пыли и ветрозащитные очки от песка, лучше фирменные для американских военных для войны в пустыне. Удобны шорты, но в них обгорают ноги. Запасные сандалии. По одному металлическому термосу на машину. Летом, в жару, прекрасно зарекомендовали себя арбузы и "Байкальское" молоко в тетрапаке. Полезно иметь на ремне чехол с маленьким швейцарским ножиком. Защита от пыли фото- и видеоаппаратуры: обязательно герметичные чехлы, особенно для цифровых фотоаппаратов.
Следующая по значимости проблема, с которой сталкиваются путешественники - это выбор правильного направления движения. Дорог в тайге и степи превеликое множество, часто они расходятся веером и в конечном счете просто теряются. Для ориентирования обязательно необходимы компас, GPS (система определения координат), бинокль, топографические карты.
Экспедиционное снаряжение комплектуется по индивидуальному вкусу и бывает достаточно разнообразным. Одному нравится спать на надувном матрасе на земле, другому - на раскладываемых сиденьях автомобиля. Однако есть вещи, которые полезны всем в таких путешествиях. Очень выручает переносной генератор переменного тока, который обеспечивает электрическое освещение лагеря вечером и подзарядку аккумуляторов видеокамер, или осветительные газовые светильники. Газовые печки незаменимы в степи, где нет топлива.